Анализ рыночной корзины

Введение

Для выявления совместно приобретаемых товаров в супермаркетах осуществляется Анализ рыночной корзины. В основе его лежит поиск Ассоциативных правил, позволяющий находить закономерности между связанными событиями. Алгоритм может выявлять типичные шаблоны покупок и совместно приобретаемых товаров.

Примером такого правила служит утверждение, что покупатель, приобретающий 'Хлеб' (условие правила), купит и 'Молоко' (следствие правила) с вероятностью 75%. Транзакцией в данном случае является чек продажи (ID), содержащий список приобретенных товаров, а каждый товар в чеке является элементом транзакции (ITEM).

Полученные результаты позволяют оптимизировать ассортимент и его размещение в торговых залах, улучшить управление запасами, увеличить объемы продаж за счет предложения клиентам сопутствующих товаров.

Данные для анализа потребительской корзины предоставила розничная сеть, занимающаяся продажей бытовой химии. Набор данных насчитывает 5000 чеков.

Исходные данные

Таблица "Чеки":

Имя поля Метка поля
 ID ID
 ITEM ITEM

Алгоритм

  1. Импорт исходных данных.
  2. Настройка обработчика Ассоциативные правила.
  3. Поиск правил совпадения элементов внутри одной транзакции, т.е. правила "Кто купил X, также купил Y".
  4. Визуализация полученных ассоциативных правил, популярных наборов и применение полученных правил на исходных данных.

Сценарий

Сценарий "Анализ рыночной корзины".
Рисунок 1. Сценарий "Анализ рыночной корзины".

 Входной набор данных

Узел позволяет импортировать табличные данные из текстового файла для последующей обработки в Loginom. В сценарии он используется для импорта таблицы "Чеки". Все параметры задаются в соответствии с описанием входных данных.

 Ассоциативные правила

Рассмотрим настройки узла.

На странице Мастера настройки входных полей необходимо установить назначение для полей:

Метка поля Имя поля Вид данных Назначение
 ID ID  Дискретный Транзакция
 ITEM ITEM  Дискретный Элемент

На странице Мастера настройки Ассоциативных правил устанавливаем параметры:

Настройка Ассоциативных правил.
Рисунок 2. Настройка Ассоциативных правил.

Анализ результатов

Для представления результатов используется следующий визуализатор:

В таблице выведены наборы ассоциативных правил и их показатели: поддержка, достоверность, лифт, описывающие поведение покупателей. Среди полученного списка наблюдаются тривиальные закономерности, например: Гель для туалетов -> Мыло жидкое.

Ассоциативные правила можно получить из одноименного порта обработчика Ассоциативные правила. Аналитику необходимо проанализировать каждое полученное правило и выбрать из них по-настоящему ценные.

Ассоциативные правила.
Рисунок 3. Ассоциативные правила.

Популярные наборы можно получить из одноименного порта обработчика Ассоциативные правила. Таблица отображает наборы элементов, наиболее часто встречающиеся в транзакциях (сочетание товаров в чеке):

Популярные наборы.
Рисунок 4. Популярные наборы.

Применение правил можно получить из одноименного порта обработчика Ассоциативные правила. Для исходных данных в таблице представлены выявленные правила:

Применение правил.
Рисунок 5. Применение правил.

Компоненты

Файлы

Скачать

results matching ""

    No results matching ""